Как развивать речь ребёнка в 1-2 года: нормы, игры и упражнения для раннего возраста

Речевые навыки у ребенка начинают развиваться с самого раннего возраста. В первые несколько месяцев кроха физиологически не способен разговаривать, поэтому крик и плач являются основной формой его коммуникации с родителями. Первое что он умеет – это различать звуки и голоса близких ему людей. После полугода появляется лепет, и только ближе к году – первые слоги. Каждый этап развития речи у детей от 1 до 2 лет должен проходить при непосредственном участии родителей. Ведь такая помощь, поможет малышу быстрее освоить язык общения.

Развитие речи детей 1-2 лет

Нормы речевого развития в 1-2 года

Чтобы научить годовалого малыша правильно разговаривать, да еще с интонацией, родителям нужно приложить максимум усилий и терпенья. Ведь маленький «вундеркинд» только учится понимать, что каждый предмет имеет свое название и к нему нужно обращаться определенными фразам.

Развитие речи ребенка происходит постепенно, от начала формирования артикуляционного аппарата и до произношения первых слов.

На 1 году жизни малыш уже должен показывать следующие навыки:

  • повторять за взрослыми и произносить от 2 до 4 простых слов. Отвечать взаимностью на задаваемые ему вопросы или просьбы. Например, слово «дай» ребенок пока не готов сказать, но он легко ответит «на»;
  • понимать какие предметы нарисованы на картинке (животные, люди, персонажи из мультфильмов), а также воспроизводить их вслух. Показав ему собачку, он произнесет звук: «ав»-«ав»-«ав», на кошку скажет протяжным слогом – «мя»-«у»-«у». В его фразах еще будет присутствовать лепет, но по мере взросления речь ребенка становиться более качественной и понятной для родителей.
  • К 1,5 годам, словарный запас малыша может насчитывать от 20 до 40 слов. Он уже осмысленно говорит и даже понимает значение своих предложений. В его речи проявляется интонация и выраженные эмоции.

Факторы, влияющие на развитие навыка говорить

На развитие речи ребёнка влияют несколько факторов:

  • На разговорный компонент особое влияние оказывает эмоциональная связь между ребенком и родителями. Присутствие рядом близких людей (родители, бабушка, дедушка), благотворно сказывается на развитии речи малыша, которому исполнился год. Поэтому в этом возрасте важны любые потребности в общении, вербальные, невербальные, а также игры для развития речи.
  • Развитие мелкой моторики. Для того чтоб ребенок начал учиться разговаривать в 1 год, необходимо развивать пальчиковые игры и тактильные ощущения.
Пальчиковые упражнения в два года
  • Формирование речевого аппарата. В 1-2 года словарь активно пополняется, ребенок начинает учиться выстраивать первые простые предложения. Что касается количества выговариваемых слов, то какой-то единой нормы нет. Все дети развиваются индивидуально, и часто упоминаемая норма в 300 слов не может считаться обязательной. Кто-то из малышей в запасе имеет сорок словоформ, а кто-то использует больше пятисот слов.

Если малыш развивается нормально, то переживать относительно слабого словарного запаса не стоит.

Как развивать речь ребёнка

Развивать речь ребенка в 1 год и 3 месяца совершенно необходимо. Однако не стоит забывать, что родителям надо придерживаться правил речевой культуры. Ведь ребенок будет учиться копировать их выражения и интонацию.

Мама помогает ребенку 1,3 месяца разговаривать

Основные правила, которых должны придерживаться взрослые:

  • После года ребенок прекрасно понимает обращенную к нему речь и начинает разговаривать коротенькими словами. Но к обучению фраз необходимо переходить только после изучения открытых и закрытых слогов.
  • Упражнения следует подбирать по возрасту малыша. То есть, они должны соответствовать его физическому и психическому развитию, чтобы кроха не потерял интерес к игровым заданиям. Ведь то, что получается у ребенка в 1 год и 8 месяцев, другим, тяжело дается проговаривать даже в 1 год 10 месяцев.
  • Все упражнения, проводимые с детьми возрастом от года до двух не должны быть навязчивыми и длительными. Ведь чрезмерная перегрузка игровыми забавами, направленными на освоение разговорного навыка может отрицательно сказаться на их здоровье и общем развитии. Психологи считают, что длительность развивающих занятий не должна превышать 10-15 минут, этого времени достаточно для детей такого возраста.

Ежедневные занятия: 5 простых упражнений

Для того чтобы развить память и мышление, ребенку нужно совершенствовать свой речевой навык.  Много пользы принесут ежедневные упражнения.

  1. Можно поиграть с ним в прядки. Например, мама прячет лицо руками и говорит малышу: «Где же мама?», затем открывает, и произносит: «Ку-ку». Крохе будет интересно наблюдать, он будет визжать, радоваться, смеяться, а со временем и сам научится играть в прятки.
  2. Чтобы дети лучше понимали функцию речи, родители должны выражать свои эмоции звуками. Например, своё недовольство либо разочарование произносить как «эх», «ай», «ой-ой», удивление – «вау», радость – «ура-а-а».
  3. Проговаривать название предмета только когда он находится в поле внимания детей. В полтора-два года малыши понимают, о чем идет речь, поэтому старайтесь как можно больше общаться.
  4. Показывайте детские книги и цветные раскраски, пускай он называет персонажей, показывает отличия предметов.
  5. Во время купания, перечисляйте, какими игрушками он играет. Когда кушает, что держит в ручке, называйте объекты, на которые он показывает пальчиком.

Главное – говорить медленно и с выразительной интонацией, чтоб ребенок лучше воспринимал свои действия.

Игры для развития речи у детей от 1 до 2 лет

Есть множество методических рекомендаций для развития речи ребенка в промежутке возраста 1-2 года. Рассмотрим несколько логопедических игр для девочек и мальчиков, которые пополнят их словарный запас.

  • Игры с игрушками животных для развития интонации. Показав малышу кошку, медведя или собаку, объясните вслух, что это за животные и как они говорят. Например, «что делает медвежонок – рычит, киса – мяу, собачка – гав-гав».  Дети любят подражать взрослым, поэтому будут стараться выговаривать услышанные слоги и звуки, изменяя тембр своего голоса.
  • Подбирайте иллюстрации и разрисовки с большими изображениями, на таких картинках малютке легче запомнить любимые персонажи. При чтении детских сказок, например, «Сорока-белобока», «Колобок», поясняйте малышу, какой герой изображен, что он делает, и обязательно просите повторить услышанное. Так Вам будет легче учить ребенка говорить, сначала простые слоги, а затем и сложные по конструкции предложения.
  • Детям от года до двух желательно усложнять задания. Покажите своему чаду какую-либо игрушку на картинке, а потом попросите найти такую же в манеже, среди прочих других забав. Если кроха не умеет говорить название предмета, который он ищет, то задача родителей – подтолкнуть к говорению.
Девочка двух лет развивает мелкую моторику рук

Игры на развитие мелкой моторики

На первом году жизни ребенка очень важно развивать мелкую моторику пальцев рук. Даже известный педиатр Комаровский в своих публикациях и видео, отмечает тесную взаимосвязь между движениями пальчиков и развитием речи в раннем возрасте у детей. Существуют разные методики, в большей степени это игры, поэтому остановимся на некоторых них:

  • Развиваем тактильные ощущения. Этот навык появляется у детишек одним из первых. Положите под одеяло игрушку и предложите малышу угадать спрятанный предмет.
  • Покажите малютке, как собирать пазлы, простой конструктор, пирамидки, а затем предложите самостоятельно справиться с этой задачей.
  • Можно вырезать кружок из картона и с помощью карандашей попросить выложить «солнышко»
  • Пускай малыш учится нанизывать кольца, если занятие ему дается легко, можно поменять их на мелкие бублики.

Психологи считают, что в два года в словарном запасе ребёнка должно насчитываться около 50 слов. Это считается нормой для детей такого возраста. Но бывает, что малыш понимает значение, о чем идет речь, но не говорит.  Возможно, что такая ситуация вызвана задержкой речевого развития. И причин может быть много: нарушения слуха, интеллектуального развития, повреждение центральной нервной системы, психических процессов. Но точно установить причину должен только специалист – логопед.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen:

один + три =